Люди могли оценить ситуацию рационально, но все равно испытывали отвращение. Для части испытуемых вкус печенья резко ухудшался, если его упаковка просто касалась упаковки гигиенических средств. «Портились» даже блокноты – ими потом не хотели пользоваться. Поэтому, кстати, в магазинах есть корзинки с отделениями.
Это эффект симпатической магии – вера в то, что вещи, побывавшие в непосредственном контакте, образуют друг с другом сверхъестественную, магическую связь. А для мозга мысленная связь между двумя предметами так же сильна, как и настоящая.
Эффект приносит отличную прибыль. На аукционах продают множество вещей, чье единственное достоинство заключается в том, что их когда-то касался известный человек. Причем чем чаще предмет использовался владельцем – тем выше его стоимость.
В бизнесе симпатическую магию применяют для создания иллюзорных конкурентных преимуществ: «вот фотография директора с премьер-министром», «нобелевский лауреат назвал отрасль, где мы создаем стартап, очень перспективной». Вроде красиво, но ничего не говорит о реальных достоинствах компании.
(c) Николай Молчанов
Cамые новые посты "Психологии Маркетинга" читайте в Telegram, Facebook и Vkontakte