День семьи - как государство победило общины
Сегодня всероссийский день семьи. Семья - это важно. Тысячелетиями наши предки жили в родоплеменных общинах. На первом месте всегда была семья и ближайшее окружение – родная деревня.

А потом возникло государство. У которого другой интерес – заставить деревню платить налоги. Забрать молодых в армию. Строить Санкт-Петербург. А деревне нужно совсем другое. Возник конфликт государства и общины.

Но живя в деревне, человек подчинялся правилам, старейшим в роду. Именно они решали за него - на ком жениться, где строить дом, с кем мириться, а с кем враждовать. И тогда государство сказало: "Да вы же Личности! Уйдите из общины и решайте все сами! Женитесь на ком хотите. Работайте где угодно. А в старости я о вас позабочусь".

Чтобы разрушить институт семьи, государство дало людям иллюзию самостоятельности.

И государство победило. На примере сквера в Екатеринбурге, национальных общин, группировок в армии видно – люди способны сопротивляться государству только тогда, когда дорожат чувством общности. Поэтому государство всегда старалось разобщить людей. Так легче манипулировать, а при необходимости - и раздавить поодиночке.

Но нам все равно важно чувствовать поддержку социума. Пусть и виртуальную. И место деревенской общины заняли бренды. Искусственные суррогаты, обещающие дать социальную поддержку взамен отданных денег.

Поэтому за успешным брендом всегда стоит идея. Идея сильнее государства, сильнее мнения общины. Веган скорее женится на веганке из другой страны, чем на мясоедке из своей собственной.

© Николай Молчанов

Больше в моей книге: "ДРАЙВЕРЫ РОСТА. Как средней компании стать гигантом" (ЭКСМО, Ozon, Litres)

Самые актуальные посты - в моем Telegram-канале "Психология Маркетинга"

ТЕСТ "Как управлять поведением покупателей с помощью приемов психологии?"