Скрытый снобизм - почему ты врешь
Когда я листаю Инстаграм, то всякий раз убеждаюсь, что окружен чертовски успешными людьми. Они постоянно ездят в отпуск, сидят в ресторанах, занимаются творческими активностями.

Поведение людей разумно – нам важен статус. Если невозможно стать, то хочется казаться альфой. Хотя бы для людей, которых едва знаем и с которыми вряд ли встретимся в реальной жизни.

Статус важен всегда. Во все времена, от шимпанзе до блогеров, статус означал качество, привилегии и продолжительность жизни. Мы выцарапаем глаза любому, кто посягнет на наш маленький постамент.

Высокостатусные люди нас привлекают. Мы делаем совместные фото, берем автографы. Хотя на самом деле, нам нравится то, что совместная фотография поднимает наш собственный статус.

Но нам нравятся люди и с низким статусом. Точнее, приятное ощущение быть лучше других. «И при мысли, что Ивану тоже плохо, Сидору вдруг стало хорошо». Фраза Кнышева подтверждена экспериментами - когда мы узнаем, что кому-то немного хуже, чем нам - в мозге активируется центр удовольствия. Естественно, мы об этом никогда не расскажем. Но я, автор этого блога, предупреждаю - науке известно многое.

Всего лишь надежда на повышение статуса улучшает настроение. Поэтому популярны фильмы "простой паренек стал ого-го после укуса паука!". Ведь тогда и у меня, простого паренька, появляется надежда встретить своего паука.

А из этого следует напоминание, которое нужно держать в голове, проводя маркетинговые исследования. Люди врут.

Так, в свое время в США было проведено глобальное исследование читателей периодики. И огромное количество американцев заявили, что обожают Harper. Ежемесячный журнал о литературе, политике, культуре, экономике и искусстве. Только почему-то продавался он крайне скромными тиражами. А вот "True Story" - таблоид с "реальными" историями людей (вроде современных реалити-шоу, только на бумаге) - упомянуло крайне мало людей. Ходя его продажи измерялись миллионами.

Опрос помог измерить разве что уровень снобизма населения. Для получения объективных данных правильнее было бы ходить по домам и просто покупать / просить сдать на макулатуру старые журналы.

Вообще, по результатам социологических опросов нас окружают более образованные, рассудительные, знающие и следящие за своим здоровьем люди, чем есть на самом деле. Поэтому, чем меньше мы спрашиваем людей, тем лучше. Лучше наблюдать и ставить эксперименты.

© Николай Молчанов

Больше в моей книге: "ДРАЙВЕРЫ РОСТА. Как средней компании стать гигантом" (ЭКСМО, Ozon, Litres)

Самые актуальные посты - в моем Telegram-канале "Психология Маркетинга"

ТЕСТ "Как управлять поведением покупателей с помощью приемов психологии?"