Учимся прогнозировать будущее - совет от Марка Твена
"За сто семьдесят шесть лет Миссисипи укоротилась на двести сорок две мили, то есть в среднем примерно на милю и одну треть в год. Отсюда всякий спокойно рассуждающий человек, если только он не слепой и не совсем идиот, сможет усмотреть, что в древнюю силурийскую эпоху, - а ей в ноябре будущего года минет ровно миллион лет, - Миссисипи имела свыше миллиона трехсот тысяч миль в длину и висела над Мексиканским заливом наподобие удочки.... Все-таки, в науке есть что-то захватывающее"

Это Марк Твен, "Старые времена на Миссисипи". Книжка написана в 1875 году. Но и теперь, по прошествии 145 лет, находятся маркетологи которые выделяют ряд цифр в Excel и протягивают его дальше. Говоря: "Смотрите! Это - прогноз".

Очень много прогнозов не учитывают стадию жизни, на которой находится продукт или компания. Так, в свое время быстрыми темпами росло число владельцев смартфонов. Но было бы наивным предполагать, что рост продолжится и в будущем – вряд ли люди будут использовать по два, три, десять смартфонов одновременно.

Да и просто - есть черные лебеди. События редкие, но масштабные. Мало что растет линейными темпами. Будущее изменчиво, пластично и сложно для предсказаний. Лучше увлекаться не прогнозами, а построением гибкой модели бизнеса - позволяющей вовремя реагировать на любые, даже неожиданные изменения внешней среды.

© Николай Молчанов

Больше в моей книге: "ДРАЙВЕРЫ РОСТА. Как средней компании стать гигантом" (ЭКСМО, Ozon, Litres)

Самые актуальные посты - в моем Telegram-канале "Психология Маркетинга"

ТЕСТ "Как управлять поведением покупателей с помощью приемов психологии?"