Этот способ применяли в Штази - узнай о "пытке изменениями"
Вообразите - завтра с утра вы просыпаетесь. В квартире никого, а в холодильнике появился огромный торт. На столе откуда-то взялся роскошный букет цветов. Рядом с телевизором лежит незнакомый пакет с несколькими пачками долларов внутри. С одной стороны - все замечательно.

Только если мы окажемся в такой ситуации, то начнем нервничать. Мы не любим неожиданных и непонятных изменений, даже если это изменения к лучшему. Человек живет в созданном им же мире стереотипов и шаблонов. И хочет, чтобы все оставалось неизменным.

Если присмотреться, то даже вытираясь после душа, мы совершаем один и тот же набор действий. Мы действуем по заученным шаблонам, даже если их не замечаем.

Люди настолько не любят перемен, что эта особенность используется в пытках. Так, «Штази» в Восточной Германии активно применяла метод дезориентации (zersetzung). Начинали с мелочей – снимали, в отсутствие хозяев, картины со стен, меняли один сорт чая на другой, ставили «ложные лекарства». А в результате – привычный образ жизни человека разрушался, развивалась паранойя и иные психозы. Кстати, кто помнит – схожий подход использовала героиня фильма «Амели», чтобы отомстить хозяину овощной лавки.

А наивная компания радуется: «Смотрите, мы придумали, как сделать интерфейс дружелюбнее! Внедрили новые фичи!» И ведь действительно, интерфейс может стать удобнее, быстродействие увеличится – но значительная часть пользователей воспримет изменения в штыки. А в худшем случае – повторится скандал, как с новым дизайном и интерфейсом «Кинопоиска».

Поэтому – изменения должны быть поведенчески совместимы. Или выгоды от них должны в разы превосходить текущие решения.


© Николай Молчанов

Больше в моей книге: "ДРАЙВЕРЫ РОСТА. Как средней компании стать гигантом" (ЭКСМО, Ozon, Litres)

Самые актуальные посты - в моем Telegram-канале "Психология Маркетинга"

ТЕСТ "Как управлять поведением покупателей с помощью приемов психологии?"