Феномен самосаботажа - почему мы сами ищем яму, куда упасть
Итак, мы молодцы, успешно защитили новый проект, выполнили задачи, достигли KPI. Что из этого следует? То, что теперь мы будем делать все, что бы сохранить текущую самооценку. Чего бы это не стоило. Нам или компании.

Это феномен самосаботажа. Мы начинаем убеждать всех, что причины возможного провала кроются где угодно, только не в нас, ведь мы - молодцы. Поэтому мы не только будем нервно обращать внимание окружающих на возможные трудности - но еще и самостоятельно станем эти трудности искать. Чтобы найти причину для оправдания.

В эксперимента Бергласа испытуемые выполняли тесты на интеллект. Вне зависимости от реальных результатов всем сказали, что они справились великолепно. После чего сообщили, что сейчас будет вторая, более сложная серия заданий. И предложили съесть одну из двух таблеток. Одна повышала, а другая понижала интеллект (естественно обе - плацебо). Подавляющее большинство решили "понизить" интеллект. Потому что внутри появился страх - а вдруг я не буду таким же крутым? А с таблеткой нашлась отмазка.

Феномен негативно влияет на бизнес. Работая в инвестициях, я часто с этим сталкивался. Компания, менеджер с хорошим track record отвергают даже чуть-чуть рискованные проекты. Так как неудача подорвет их образ "крутых специалистов". А "неудачники", наоборот, проталкивают идеи проекты даже с призрачными шансами на успех - надеясь перекрыть эффект прошлых ошибок.

© Николай Молчанов

Больше в моей книге: "ДРАЙВЕРЫ РОСТА. Как средней компании стать гигантом" (ЭКСМО, Ozon, Litres)

Самые актуальные посты - в моем Telegram-канале "Психология Маркетинга"

ТЕСТ "Как управлять поведением покупателей с помощью приемов психологии?"