Мы обманываем сами себя - эффект "озера Вобегон"
Мы обманываем сами себя. Это адаптивная функция, помогающая улучшить жизнь. Причем значительно - по данным Рубена и Старек обманывающие себя люди счастливее и успешнее и в личной жизни, и в бизнесе.

Самолюбование - врожденная черта человеческого общества. Даже преступники в тюрьме считают, что они честнее и добрее, чем среднестатистический член общества. Это "эффект озера Вобегон" где «все женщины сильны, все мужчины красивы, а все дети выше среднего уровня». Люди склонны к самоуверенности и преувеличению своих способностей, достижений, благородства и независимости. Успех приписывается мастерству, а неудача – невезению.

Мои любимые цифры. 95% профессоров считают свой уровень преподавания выше среднего. В исследовании с миллионом респондентов - 25% опрошенных относят себя в топ 1% по умению ладить с другими людьми. А 99% уверены, что их чувство юмора выше среднего. Люди искажают даже объективные данные - когда журнал Time задал жителям США вопрос, принадлежат ли они к 1% людей с наивысшим доходом, утвердительно ответили 19%.

Так вот. Это полезно помнить, если вы решили провести маркетинговое исследование. Поговорить с покупателями, провести опрос. Люди не только лгут исследователям - они обманывают сами себя. Лучше наблюдайте и экспериментируйте. Чтобы не столкнуться с парадоксом измерения частей тела в деревнях Испании.

© Николай Молчанов

Больше в моей книге: "ДРАЙВЕРЫ РОСТА. Как средней компании стать гигантом" (ЭКСМО, Ozon, Litres)

Самые актуальные посты - в моем Telegram-канале "Психология Маркетинга"

ТЕСТ "Как управлять поведением покупателей с помощью приемов психологии?"