"Иллюзия контроля" - заблуждение, в которое нам нравится верить В детстве я был уверен, что любимая футбольная команда проигрывает, когда я смотрю телевизор. Поэтому в особо напряженных моментах приходилось отворачиваться, чтобы минимизировать свое негативное влияние.
С тех пор я подрос, но по-прежнему часто нахожу себя в плену иллюзии контроля. Когда жена в казино выиграла несколько ставок подряд - в дальнейшем ставила только она. Ведь у нее "счастливая рука". А уж со словами: "это случилось потому, что ты накаркал" - мы сталкиваемся постоянно. Люди склонны считать, что в состоянии контролировать ситуацию - даже в тех случаях, когда от них вообще ничего не зависит. В одном эксперименте половине испытуемых предложили выбрать лотерейные билеты, другой половине - их выдали. Респонденты, получившие возможность выбирать, оценивали свои билеты дороже и достоверно чаще отказывались их обменять на билеты другой лотереи - с большими шансами на выигрыш. Нам нравится ощущение, что все под контролем. Поэтому мы начинаем его воображать. Таким образом - крайне желательно "включать" иллюзию контроля, особенно при продажах сложных решений. Для этого: даем клиенту возможность "порулить" (помним про кнопки-плацебо), создаем привычку (по возможности - freemium), даем уверенность (демонстрируем статистику) позитивных исходов и т.п. © Николай Молчанов Больше в моей книге: "ДРАЙВЕРЫ РОСТА. Как средней компании стать гигантом" (ЭКСМО, Ozon, Litres) Самые актуальные посты - в моем Telegram-канале "Психология Маркетинга" ТЕСТ "Как управлять поведением покупателей с помощью приемов психологии?" |