Обычный подход к решению проблемы - закопаться в ее причинах. Которые и так понятны - нищета, нет чистой воды, низкий уровень образованности, антисанитария. Подобным анализом можно заниматься бесконечно. Что сделал Стернин.
1. Изучал проблему там, где она возникла - поехал в деревни. А не читал отчеты в кабинете.
2. Стал искать лучшие практики: измерял детей из крайне бедных семей в поисках наиболее крупных и здоровых. Нашел.
3. Начал искать отличия в системе питания семей с крупными детьми. Тоже нашел - их кормили тем же количеством пищи, но четыре раза в день. И разнообразнее - матери, работая в полях, заодно искали мелких креветок и крабов. И еще по мелочам.
4. Здесь бы погорело множество консультантов. Автоматическая реакция созвать всех и сказать: "Люди! Ответ найден! Вот вам список рекомендаций". Только найти решение мало. Надо убедить людей меняться. С какой стати вьетнамцам слушать белого американца, что и как им есть?
Поэтому Стернин стал ежедневно собирать группы по 10 человек, которые вместе готовили еду. Совместил решение с общественным давлением, преподнес рекомендации как "от своих". И в следующих деревнях проходил весь процесс заново, а не говорил: "Там это сработало". Потому что получил бы ответ: "У нас здесь все не так". В итоге программа Стернина охватила 2,2 млн. человек и сотни деревень.
Вот такая инструкция по поиску решений в тупиковой, изначально, ситуации.
© Николай Молчанов
Cамые новые посты "Психологии Маркетинга" читайте в Telegram, Facebook и Vkontakte