Конечно, с собой.
Мы все говорили: «Выключи музыку, она слишком громко играет!». Не задумываясь - это для нас она слишком громко играет. А для того, кто ее включил - вполне нормально.
Это феномен наивного реализма - "я вижу мир таким, каков он есть". Когнитивное искажение формируется еще в раннем детстве, для ребенка все, что он ощущает - истина в последней инстанции: вот это горячее, это твердое, а это съедобное.
Мы уверены в собственной беспристрастности – ведь наше мнение подкрепляется объективной информацией от органов чувств. Поэтому ожидаем, что другие думают так же. Ну а если нет, значит они:
• не в курсе - им не сообщили или соврали, мол, "музыка играет тихо"
• ленивы или тупы - не способны делать разумные выводы из объективных данных
• или преследуют свои частные интересы – им выгодно говорить, что музыка тихая – в силу эгоизма, национальности и т.п.
Феномен лежит в основе "эффекта враждебных СМИ". Ли Росс показывал произраильски и проарабски настроенным студентам Стэнфорда нейтральные отрывки теленовостей о массовом убийстве беженцев в Сабре и Шатиле. Представители каждой группы решили, что журналист симпатизировал противнику. И был предвзят по отношению к их стороне.
В глобальных вопросах наивный реалист соглашается со всем, что разделяется кругом его общения, признано научным сообществом. По сути – подчиняется мнению толпы или авторитета, часто даже не понимая – какого именно.
И именно наивный реализм является основным барьером в разрешении споров. Каждая из сторон искренне считает себя правой – а значит, полагает справедливым требовать больших уступок.
самые новые посты - в моем блоге "Психология Маркетинга" в Telegram