Блог Николая Молчанова

Эффект Розенталя — остерегайтесь самоисполняющихся пророчеств!

Жил да был Картрайт Миллингвилль и управлял он небольшим банком на Среднем Западе. Дела шли хорошо, активы ликвидны, инвестиции прибыльны. Но вот как-то днем в банк приходит большая группа вкладчиков, обеспокоенных слухом, что у банка финансовые проблемы.

Газеты обращают внимание на данный факт, на следующий день вклады приходит забрать еще большее количество людей. Свободной ликвидности недостаточно, размер выплаты в одни руки ограничивают. Начинается паника.

Первоначальный слух о финансовых проблемах стал реальностью.
Это вымышленный пример из работы Мертона. Иллюстрирующий реальный факт, а точнее проблему - существование самоисполняющихся пророчеств.
Приняв какой-нибудь фейк за истину, мы начинаем вести себя в соответствии с новым знанием. И наше поведение способно привести к тому, что изначально лживое утверждение исполнится.

Очень, очень удобно для манипуляций. Скажешь человеку, что о нем хорошо отозвался коллега - этот человек станет улыбаться и лучше общаться с коллегой. В результате тот действительно начнет о нем хорошо отзываться.
Очень, очень важно помнить при воспитании детей - родители, как безусловные авторитеты для малыша, крайне легко могут заложить ему в голову мысли типа "я тупой", "мне не дается математика", "спорт - не мое" и т.п.

Ну а мы - если мы считаем своих клиентов или подчиненных ослами - уверяю вас, именно так они и будут себя вести.

© Николай Молчанов



Cамые новые посты "Психологии Маркетинга" читайте в Telegram, Facebook и Vkontakte