На заре психологии Джон Уотсон решил узнать - а чего боятся младенцы? Помучив около сотни детей от нуля до трех лет, он выяснил, что страх порождается громким звуком и внезапной потерей опоры. А вот остальные "взрослые страхи" - собаки, пауки, мыши, темнота, огонь - страха не вызывали.
Пытливый садист на этом не остановился. Если дети мало чего боятся - почему же мы вырастаем такими пугливыми?
Для получения ответа издевались над одиннадцатимесячным ребенком - маленьким Альбертом. Ему дали живую белую крысу. Малыш не испугался, а начал играть со зверьком. Тогда экспериментаторы, каждый раз когда Альберт хотел прикоснуться к крысе, стали бить в металлическую пластину. Громкий звук пугал ребенка и он начинал плакать.
В скором времени Альберт плакал от одного вида крысы. А через какое то время - и при виде белого кролика, меховой шубки или маски деда мороза.
Вырабатывается условный рефлекс, а затем ассоциации расширяются.
Принцип ассоциации - исключительно мощное оружие. Мы беспрерывно, не отдавая себе отчета, формируем условные рефлексы. Это крайне легко. Сотрудник сообщил, что ошибся? Наорите на него - и он больше не будет ошибаться.
Шутка. Он постарается больше не сообщать вам о проблемах.
Принцип ассоциации можно использовать в бизнесе на полную катушку. Что, впрочем, доказал и сам Джон Уотсон, который впоследствии долгое время работал в рекламе. Создавая рекламную кампанию Maxwell House, он придумал концепцию увеличения потребления кофе - создав и продвинув в массы идею кофе-брейка. А заодно увеличив притягательность самого напитка, связав его, по принципу ассоциации, с отдыхом.
© Николай Молчанов
Моя книга:
"ДРАЙВЕРЫ РОСТА. Как средней компании стать гигантом" (
ЭКСМО,
Ozon,
Litres).
Бестселлер 2019 года по версии Ozon, «Выбор Лайфхакера» в категории лучших книг для запуска своего дела.Самые актуальные посты - в моем Telegram-канале "Психология Маркетинга"