Иллюзия фокусировки: почему исчезает радость после покупки дорогих вещей?
Вы радовались, когда стали владельцем крутого нового телефона? Полагаю - да. Так как это нормально.

А вот насколько вы были счастливы, когда последний раз звонили по этому телефону?

Скорее всего, во втором случае уровень счастья был значительно меньше.

Когда думаешь о вещи "в целом", то чем дороже продукт, тем счастливее его владелец. Но если представить использование этого же продукта - дорогого телефона, машины, квартиры - в фокус внимания попадет куча других моментов. И значимость продукта снизится.

Это иллюзия фокусировки. Аналогичная туннельному эффекту в восприятии. Например, влюбленный совершает массу сумасбродных поступков. Для окружающих они кажутся глупыми. Зачем так стараться ради обычной девушки? Но для молодого человека девушка занимает весь фокус внимания. Ничего остального влюбленный не замечает - поэтому объект воздыхания кажется чрезвычайно ценным. А поступки - оправданными.

Мы всегда переоцениваем значимость предмета, на котором сосредоточены наши помыслы. Представляя или вспоминая свой отпуск люди обычно счастливее, чем в любом, взятом по отдельности, моменте этого отпуска.

В продажах, описании конкурентных преимуществ лучше использовать эффект фокусировки по максимуму. Не дайте покупателю ни единой возможности задуматься о использовании покупки в контексте реальной жизни.

Но для себя - анализируйте текущие проблемы с расстояния в 10-15 лет. Посмотрите на событие, которое занимает ваши мысли, в рамках десятилетнего отрезка жизни. Насколько важной и заслуживающей внимания проблема выглядит на фоне такого промежутка времени? Большинство вещей, которые кажутся жутко значимыми сейчас, вообще не выделяются на полотне жизни. О другом надо беспокоиться.

© Николай Молчанов

Моя книга: "ДРАЙВЕРЫ РОСТА. Как средней компании стать гигантом" (ЭКСМО, Ozon, Litres) Бестселлер 2019 года по версии Ozon, «Выбор Лайфхакера» в категории лучших книг для запуска своего дела.

Самые актуальные посты - в моем Telegram-канале "Психология Маркетинга"