Эффект обладания и история Нового Года
Зимнее солнцестояние - особый момент для людей начиная с неолита. Месяцы с января по апрель были самым голодным временем года. Праздник зимы - последний перед началом тяжелого периода. Забивалось большинство скота, так как его нечем кормить в течение зимы. И до готовности доходило вино и пиво, сделанное в теплые месяцы.

Дни зимнего солнцестояния отмечаются во всех мировых культурах. У славян - народный праздник Коляда, "бог нового Солнца" по старославянски. У германцев - Йоль. В Древнем Риме с 17 по 23 декабря проводился народный праздник с массовыми гуляньями и подарками - сатурналии.

Удивительным образом дата Рождества Христова совпала с праздником зимнего солнцестояния. В церквях, перешедших на григорианский календарь, оно и празднуется в дни зимнего солнцестояния. Да и по нашему православному Юлианскому календарю Рождество тоже совпадает с зимним солнцестоянием. Правда с тем, которое было пару тысяч лет назад.

В СССР с 1929 года празднование Рождества было официально отменено. Но уже в 1935 году на поле произошла замена - главным народным праздником сделали Новый Год. С той же самой елкой, украшениями и подарками.

Так вот. Во-первых. То, чем мы обладаем, становится "нашей прелестью". Эффект работает не только для праздника, которому с десяток тысяч лет. А даже при кратковременном обладании бессмысленным предметом. Так, люди завышают стоимость ненужных им кружек в 2,5-3 раза через час после их получения. Поэтому полезно помнить - чтобы купить новый продукт, покупателю часто приходится отказываться от старого.

Во-вторых. Традиция со времен неолита - это серьезно. Так что быстро закрываем Яндекс и резать салатоливье. Поздравляю с Новым годом!


© Николай Молчанов

Больше в моей книге: "ДРАЙВЕРЫ РОСТА. Как средней компании стать гигантом" (ЭКСМО, Ozon, Litres)

Самые актуальные посты - в моем Telegram-канале "Психология Маркетинга"

ТЕСТ "Как управлять поведением покупателей с помощью приемов психологии?"