Статуи с острова Пасхи и построение бренда
Сегодня пятиминутка истории. Будем говорить о моаи. Это странные истуканы с острова Пасхи. Большинство фильмов о них крутятся вокруг тем: "Ах, как же аборигены тащили такие большие статуи! Ах, наверное, не обошлось без инопланетян".

Но нас интересует другой вопрос. Изготовление и установка даже небольших моаи требовала значительных затрат ресурсов и труда. Статуи создавались на протяжении 300 лет. И с течением времени их размеры постоянно увеличивались. Гравировка становилась роскошнее. Логично предположить, что повышался уровень жизни, нарабатывался опыт, возможности туземцев росли.

Но нет. Все с точностью наоборот. В начале экономика острова была на высоте. ДНК остатков пищи показывает разнообразие еды, анализ остаточных отложений - густые леса, кустарники, обилие дичи. Но леса начали вырубать. Еды стало меньше. Аборигены принялись выходить на лодках в море и охотиться на дельфинов. Но леса по прежнему уничтожали - и в один момент древесины не стало хватать даже на строительство флота.

В конце концов остров был разорен. Исчезли все местные наземные птицы и половина морских. И чем сильнее становились экономические проблемы островитян, тем более высокие статуи они воздвигали. Расходуя на них стремительно сокращающиеся ресурсы. В 1774 г. капитан Джеймс Кук насчитал на острове Пасхи около 700 отощавших туземцев.

В наши дни статуй не строят. Сейчас другое. Когда наступают серьезные проблемы, некоторые компании бросаются заниматься PR или строительством бренда. Вместо того, чтобы решать сами проблемы. Помните о статуях с острова Пасхи. Не инвестируйте в развитие бренда, когда в доме пожар.

Самые актуальные посты - в моем Telegram-канале "Психология Маркетинга"