Эффект магического мышления в бизнесе
В экспериментах Миллмэн и Розина испытуемые не хотели пить сок, в котором побывал дезинфицированный таракан. Отказывались есть суп, куда предварительно сами же и плюнули. Утверждали, что им не нравится носить вычищенную одежду, принадлежавшую неприятному человеку. Вкус сахара ухудшался, когда его доставали из банки с надписью «цианид».

Люди могли оценить ситуацию рационально, но все равно испытывали отвращение. Для части испытуемых вкус печенья резко ухудшался, если его упаковка просто касалась упаковки гигиенических средств. «Портились» даже блокноты – ими потом не хотели пользоваться. Поэтому, кстати, в магазинах есть корзинки с отделениями.

Это эффект симпатической магии – вера в то, что вещи, побывавшие в непосредственном контакте, образуют друг с другом сверхъестественную, магическую связь. А для мозга мысленная связь между двумя предметами так же сильна, как и настоящая.

Эффект приносит отличную прибыль. На аукционах продают множество вещей, чье единственное достоинство заключается в том, что их когда-то касался известный человек. Причем чем чаще предмет использовался владельцем – тем выше его стоимость.

В бизнесе симпатическую магию применяют для создания иллюзорных конкурентных преимуществ: «вот фотография директора с премьер-министром», «нобелевский лауреат назвал отрасль, где мы создаем стартап, очень перспективной». Вроде красиво, но ничего не говорит о реальных достоинствах компании.

Самые актуальные посты - в моем Telegram-канале "Психология Маркетинга"