Блог Николая Молчанова

Принцип «выбора удобного флага»

Изучая книжные новинки, боюсь быть заваленным словами типа «социально ответственный бизнес», «эмоциональный интеллект», «экспоненциальные» и «бирюзовые организации».

Все это, конечно, хорошо, только сразу вспоминается принцип «выбора удобного флага». Эдакий эксперимент, поставленный в масштабах мировой экономики.

Наверняка кто-то из вас удивлялся многочисленности торгового флота Панамы – под их флагом ходит примерно в три раза больше судов, нежели чем под флагом США. Ну, а большинство российских торговых кораблей ходят под флагом Либерии.

Причина лежит на поверхности. «Государство флага» имеет юрисдикцию над судном, отвечает за соблюдение им правил безопасности и условий труда моряков.

И, сюрприз-сюрприз, судовладельцы вовсе не стремятся к юрисдикции, позволяющей им максимально защищать собственных работников. Наоборот, выбирают страны, где уровень минимальной оплаты труда действительно минимален, где разрешены самые низкие стандарты условий труда и жизни экипажа на борту.

Выбирают то, что экономически выгоднее. Низкие налоги, мало формальностей, быстрая регистрация.

Вряд ли судовладельцы такая отдельная циничная отрасль экономики. То, что цель бизнеса - извлечение прибыли, написано даже в уставе компаний.

Только порой, восторженные сотрудники и аналитики, не будучи владельцами бизнеса, попадают под очарование слов типа CSR, ESG. Ставят их выше экономической целесообразности. Говоря проще - забывают о прибыли владельца.

Правильней - держать в голове фразу Генри Форда: «У человека есть два мотива поведения – настоящий и тот, который красиво звучит».

самые новые посты - в моем блоге "Психология Маркетинга" в Telegram