Чек-лист - как правильно формулировать цель. Желания типа "похудеть" - не сбываются
Совсем скоро Новый Год. Будем стоять с бокалом шампанского в руке, слушать бой курантов и загадывать желание - что хотим получить в Новом Году. Для ряда людей эта минута станет единственной за весь год, когда они наконец-то найдут время задуматься о будущем.

Не надо так. Постановка целей крайне важна. Собственно говоря, успешный человек – тот, который достигает своих целей.

Только просто "придумать цель" недостаточно.

Дэмиан Хьюз приводит результаты исследования, проведенного в Гарварде. В середине прошлого века студентов университета спросили: "Ставите ли вы перед собой цели?". Практически все ответили утвердительно. Потом уточнили, записывают ли они цели. Только 3% ответили «да».

Тридцать лет спустя тех же людей опросили снова. И оказалось, что совокупные доходы 3% выпускников, которые ставили перед собой цели в письменном виде, выше, чем у остальных 97% вместе взятых.

Поэтому. В качестве новогоднего подарка, перед тем как отправить канал на каникулы, проведем интенсив по постановке целей :)

Задание №1. Найдите несколько минут и напишите хотя бы одну цель, которая действительно важна для Вас и которую вы планируете достичь в течение нескольких месяцев / лет.

--------------

Итак, вы написали цель на следующий год. Но для успеха нужна не абы какая, а правильная цель. Так что находим 15-20 минут времени для задания №2. Проверим - подходит ли вам выбранная цель.

1. Это ваша цель?

Как прилежные читатели канала "Психология Маркетинга", мы знаем - поведение покупателя определяется фактором социального давления. Мы прислушиваемся к отзывам, мнениям, рекомендациям.

Вот и цели часто навязываются окружением – родственниками, друзьями или партнером. Все вокруг говорят: "пора замуж", "успешный человек должен много зарабатывать", "надо жить интересной жизнью". И мы следуем за общественным мнением.

Только вот потратить жизнь на достижение чужих целей – задача так себе. Подумайте - это точно личная цель?

Подсказка. Если у вас появляется жуткое желание все бросить и начать достигать ее прямо сейчас – это ваша цель.

2. Цель решает проблему?

Почему вы поставили перед собой именно эту цель? Часто появление цели вызвано наличем конкретной проблемы. Поэтому надо быть точно уверенным, что достижение цели и правда поспособствует решению проблемы. Классический пример - покупка спортивного автомобиля отнюдь не является гарантией несокрушимой мужской привлекательности.

Кстати. Деньги – обычно плохая цель. Это средство достижения цели, но не результат.

3. А вы вообще хотите достигнуть этой цели?

Точнее так. Где, на школе от 0 до 10 находится ваше желание? Если "0": "могу отложить на потом, ничего страшного не случится". А "10": "это главная и единственная задача моей жизни".

Если желание достичь цели менее 50% - велик риск, что внутренняя мотивация закончится раньше, чем будет достигнута цель. Вообще, помним, что хорошие цели не станут неактуальными уже на следующий день.

4. Легко ли достигнуть цели?

Вас вдохновляет цель «Я буду обедать каждый день»? Или «Я стану самым известным человеком на планете»? Вторая выглядит интереснее. Но вряд ли вы ощутили серьезный душевный подъем.

Первая цель слишком проста. Маленькие и скучные цели выполнять тоже скучно. А вторая несбыточна. Заведомо недостижимые, суперсложные цели хоронят мотивацию.

Давайте прикинем. Как бы Вы оценили вероятность достижения вашей цели? Если 100% "я абсолютно уверен, что достигну этой цели".

Выше 80% - слишком простая цель. А ниже 30%, возможно, чересчур сложно.

Цели должны бросать вызов. Заставлять волноваться. Уверен, что лучший момент в твоей жизни - не когда ты валялся на диване. А когда напрягался в попытке совершить что-то сложное, но стоящее. Поэтому оптимальная вероятность достижения цели, для начала, 45-60%.

5. Не противоречит ли эта цель другим аспектам жизни?

Некоторые желания сложно сочетаются друг с другом. Лучше не планировать одновременно открыть собственное дело и родить ребенка / отправиться в кругосветку. Карьерный рост и финансовые успехи крайне плохо совмещаются с "почаще проводить время с семьей / заниматься любимым делом".

Цели должны взаимно поддерживать и усиливать друг друга.

Итак - думаем, меняем, корректируем цель.



Итак, у нас есть цель. Но, как гласит один из законов Мэрфи: "компьютер делает то, что вы сказали ему делать. А не то, что вы хотите, чтобы он сделал".

В этом аспекте у мозга с компьютером много общего. Ошибки в формулировке цели способны свести на нет все наши старания. Так что сегодня - записываем цель правильно.

Слово "Я"

Это наша цель и только мы в состоянии достичь ее. Управлять поведением других людей невозможно. Более того - формулировкой в стиле "мой босс меня повысил" мы снимаем с себя ответственность за достижение цели. Поэтому записываем цель исключительно от первого лица: "я получил повышение".

Цифры и Факты.

Главное, что должна содержать цель – представление о конечном состоянии. Общие слова не позволяют определить факт достижения результата. Чем конкретнее формулировка, тем легче отслеживать прогресс.

Включите в цель показатель, на основании которого вы с уверенностью скажете: "цель достигнута". "Учить английский" можно бесконечно. А вот сдать TOEFL на 105 и выше - ясная финишная черта.

Время

Цель всегда результат, а не действие. Если не указан конкретный срок, процесс затянется на неопределенное время. А бег по бесконечной дороге опустошает. Поэтому: не "занимаемся спортом", а "в августе 2020 г. пробежал 10 км. за 50 минут".

Позитивчик

Часто цель - желание избавиться от чего-либо. Бросать вредные привычки - дело хорошее. Только на бессознательном уровне отрицания обрабатываются плохо.

Цели, основанные на позитивных формулировках – "добился", "получил", "стал" достигаются с большей эффективностью, нежели цели, использующие негативные глаголы.

Настоящее время

Мозгу важно, что происходит сейчас. Отдаленные последствия не задевают органы чувств, поэтому к ним мы относимся проще. Представить себя в далеком будущем сложно. Мысли о себе через 10-20 лет активизируют нервную систему аналогично размышлениям о незнакомом человеке. Делать что-то для будущего "я" - все равно что отдать деньги постороннему. Привлекательность цели, сформулированная в будущем времени - низка.

Так что - все формулировки в настоящем или в прошедшем времени.

Наводим на резкость

Представьте момент достижения цели. Как вы об этом узнали? Кто рядом? Что вы слышите? Чувствуете? Визуализируем успех. Некоторые советуют делать коллажики. В общем, максимально детализировать. Повышается мотивация к достижению.

...

Ну что ж. Теперь пишем цель на бумажке, запоминаем и читаем под бой курантов. И помним - сумма дюймов дает победу. Если цель важна - умираем за каждый дюйм.

Пока писал, вспомнил. В свое время я создал опросник, проводящий через все указанные выше этапы целеполагания. Может кому-то проще "улучшать цели" с помощью него. Так что держите (ответы на вопросы вбивайте любые, как исследование проект давно закрыт, просто укажите, что есть цели.)

Итак, я новогодний подарок вручил. Какой подарок жду от вас - уточню позже. Пока - готовьтесь)


© Николай Молчанов

Моя книга: "ДРАЙВЕРЫ РОСТА. Как средней компании стать гигантом" (ЭКСМО, Ozon, Litres) Бестселлер 2019 года по версии Ozon, «Выбор Лайфхакера» в категории лучших книг для запуска своего дела.

Самые актуальные посты - в моем Telegram-канале "Психология Маркетинга"