Нам кажется, что мы живем в понятном мире. Это психологическая иллюзия хиндсайта
«Да все понятно». Отправная точка рассуждений большинства диванных аналитиков и комментаторов.

И ведь правда - все понятно. Есть общепринятые, доказанные объяснения мирового кризиса 2008 года. Развала СССР. Причин Второй мировой войны. Принятия христианства на Руси.

Мы привыкли к тому, что можем легко все объяснить. Упуская из виду, что объяснение всегда дается задним числом. Это эффект хиндсайта или, как говорит мой папа: «нам всем бы такой ум, как у русского мужика потом».

Современники событий не предполагали, что через пару лет разразится финансовый кризис, развалится страна, начнется великая депрессия или война. Футурологи и фантасты 20 века рисовали массу прогнозов будущего, но не предсказали появления интернета.

Мало того, что мы не способны предсказать будущее. Мы даже не представляем, как быстро изменяются убеждения общества. В недалеком 1996 году, в толерантных США однополые браки считали допустимыми только 27% американцев. В 2015 году эта доля составила 73%. За 20 лет общество может полностью изменить (по крайней мере внешне) свое отношение даже к глобальным проблемам.

Выгоднее всего исходить из предпосылки, что в будущем произойдет что-то неожиданное. И лучше узнать все в числе первых. А для этого полезно на регулярной основе уделять пару часов в неделю изучению последних идей / стартапов в своей области. Ну и всегда иметь запасной вариант.


© Николай Молчанов

Моя книга: "ДРАЙВЕРЫ РОСТА. Как средней компании стать гигантом" (ЭКСМО, Ozon, Litres) Бестселлер 2019 года по версии Ozon, «Выбор Лайфхакера» в категории лучших книг для запуска своего дела.

Самые актуальные посты - в моем Telegram-канале "Психология Маркетинга"