Эффект Пельцмана - ложное чувство неуязвимости
Стремясь к безопасности, человек придумал огромное количество защитных устройств, разработал множество правил техник безопасности. Результат немного предсказуем – риск несчастных случаев повысился. Из-за эффекта Пельцмана – ложного чувства неуязвимости.

Примеров много. После введения в США закона об обязательном использовании автомобильных ремней, количество ДТП увеличилось. Исследования Highway Loss Data Institute показали, что наличие ABS не снижают риск возникновения ДТП. А у водителя, управляющего автомобилем с ABS, шансы погибнуть выше, чем у того, кто ведет машину без аналогичной системы. В Англии недавно выявили, что автомобилисты чаще сталкиваются с мотоциклистами, которые едут в шлеме.

Потому что если нас посадят на машину без ABS, да еще и предупредят, что этой системы нет, то в опасные моменты мы будем осторожнее. Видя мотоциклиста без шлема, яснее понимаем последствия стукнуть его машиной. И так везде. Шансы пострадать в американском футболе – где одевается огромная защитная экипировка – выше чем в регби, где защиты нет в принципе. Аналогично – если у нас хороший антивирус, или используем TOR, платим через известный банк – мы меньше озабочены безопасностью личных данных.

Наличие защитных систем порождает ложное чувство неуязвимости. И снижает уровень сознательного контроля. Использовать это чувство в бизнесе эффективно. Но неэтично. Так что примеров не будет.

© Николай Молчанов

Больше в моей книге: "ДРАЙВЕРЫ РОСТА. Как средней компании стать гигантом" (ЭКСМО, Ozon, Litres)

Самые актуальные посты - в моем Telegram-канале "Психология Маркетинга"

ТЕСТ "Как управлять поведением покупателей с помощью приемов психологии?"