Блог Николая Молчанова

Черный лебедь несчастий бизнеса

Только за последние несколько лет мы пережили чуму, СВО, мятеж. Я, так как помню 90-е, еще и пару попыток революций.

В общем, как писал Альбер Камю, стихийные бедствия – штука достаточно обычная. Черные лебеди – особенно на финансовых рынках – пролетают регулярно. Практически клином.

Но так как большинство людей не понимают причин их возникновения, не в состоянии от них защититься, то предпочитают считать подобные бедствия неожиданностью.

Потому что мы любим все понимать. Настолько сильно, что больные, согласно исследованию Баумейстера, гораздо лучше переносят хронические болевые ощущения, когда врач уверенно говорит – что это за болезнь, что происходит и чем вызваны боли. Даже если лекарств от болезни нет - эффект работает.

И по той же причине люди, принимающие решения, так любят финансовые модели.

Ведь в них много цифр, которые легко сравнить. На основании одних цифр придумать другие. А вот оценить конкурентные преимущества, отношение покупателей – значительно сложнее. Цифр мало. Сплошные невнятные фразы про уникальность.

Анализ по цифрам выглядит значительно научнее гадания по внутренностям ягненка. Но часто ничем особым от него не отличается.

Поэтому обсуждение бизнеса часто крутится вокруг финансов. Хотя будущие денежные потоки зависят не столько от красоты финмодели, сколько от верности заложенных в нее предпосылок.

Люди вообще склонны считать более объективным то, где присутствует математика. Хотя само наличие формулы не повышает достоверность отчета.

Так что будем как Уоррен Баффет, который признается, что не читает экономических прогнозов: «такие смешные газеты я не покупаю».

новые посты каждый день - в моем блоге "Психология Маркетинга" в Telegram