Итак, внимательно прочтите следующий список слов: конфета, кислый, сахар, горький, хороший, вкус, зуб, славный, мед, газировка, шоколад, сердце, торт, съесть, пирог.
Не-не. Вернитесь и правда внимательно прочтите, а не то что пробежали глазами и все, типа занятой человек.
Теперь прокрутите вниз, уберите список из поля зрения. И постарайтесь вспомнить, какое из трех слов: вкус, смысл, сладкий - было в тексте?
Может там были все? Или одно? Или ни одного?
Вспоминаем-вспоминаем.
Итак. Практически все помнят, что перечень не содержал слово "смысл". Большинство помнит, что присутствовало слово "вкус".
Но главный момент теста заключается в слове "сладкий". В экспериментах Шэктера большинство, а у Млодинова примерно половина участников заявили, что слово присутствовало в списке. Я, кстати, тоже так сказал. Хотя его там нет.
Человеческая память запоминает не детали, а суть. Идею. На основании которой, при припоминании, додумываются детали. В нашем тесте такую "идею" рождает окружающий контекст. Другие слова перечня убеждают наш мозг, что слово "сладкий" должно там присутствовать.
© Николай Молчанов
Cамые новые посты "Психологии Маркетинга" читайте в Telegram, Facebook и Vkontakte