Блог Николая Молчанова

Психологическая реактивность

Итак, если человеку ограничить свободу, он начнет бунтовать. Сопротивляется давлению. Проще говоря – если нам чего-то нельзя, этого тут же хочется.

Это феномен реактивного сопротивления психики, крайне удобный для манипуляций. Главное убедиться, что человек в курсе – его хотят к чему-то принудить, что-то запрещают.

Так, наличие фейс-контроя – и чем строже, тем лучше – повышает желание проникнуть в ночной клуб. А затем и впечатление об этом клубе - срабатывает стокгольмский синдром покупателя - люди ищут оправдание для затраченных сил и средств.

Иллюзия ограниченной свободы – весьма мощное оружие. Стоит потратить время и прикинуть, каким образом его можно использовать. Применить можно практически где угодно.

Например, когда испытуемым в исследовании Миллера давался текст о ЗОЖ, заканчивающийся фразой, мол, решайте сами, следовать ли советам – сопротивление читателей снижалось. В исследовании Хейлман люди охотнее подписывали петицию, если перед этим им сообщали, что власти препятствуют ее распространению.

Самая распространенная техника – создать иллюзию дефицита. Так раскручивали Gmail, где сперва аккаунт давали только по ссылке-приглашению. И инвайты продавались на eBay, где их стоимость превышала 150 долларов.

Правда, есть нюанс. Как только мы получим то, к чему стремились, психологическая реактивность исчезает. Лично я в свое время хотел попасть в закрытое сообщество Лепрозориум. Через несколько лет познакомился с основателем, получил инвайт, зашел, осмотрелся и вышел.

Так что прием работает, и хорошо. Но, как правило, только один раз.

самые новые посты - в моем блоге "Психология Маркетинга" в Telegram