Блог Николая Молчанова

А ты знал, что Ева съела вовсе не яблоко? Это эффект иллюзии правды!

Ежики не носят яблоки и грибы на спине, накалывая их на иголки. Страусы не прячут голову в песок. Рост Наполеона был выше роста среднего француза. Быков не раздражает красный свет, они дальтоники. Хамелеон меняет цвет для терморегуляции и в зависимости от настроения, но не для маскировки. Запретный плод - это не яблоко, в Библии вообще не указано, что именно съела Ева.

Это эффект иллюзии правды. Заблуждения возникают потому, что если мы слышим что-то несколько раз - то начинаем считать это правдой. Как минимум - воспринимаемая достоверность информации повышается.

Эффект усиливается, если одинаковая информация поступает из разных источников. Так что Геббельс (а на самом деле Шатобриан), сказавший: "Ложь, повторенная тысячу раз, становится правдой", был прав.

Как только информация проникла в массовое сознание - ее оттуда практически невозможно выковырять.

Закреплению помогает еще одна ошибка мышления - предвзятость подтверждения. Как только мы поверили в какой-то факт, то автоматически обращаем внимание исключительно на ту информацию, которая подтверждает нашу точку зрения. И игнорируем все, что противоречит нашим убеждениям.

Вот мы встали с утра на весы. Отличный вес, как и хотели. Тут же соскакиваем с весов и бежим хвастаться. Противоположный вариант. Весы показывают на несколько кило больше ожидаемого. И тогда мы слазим, опять встаем, выключаем-включаем весы... То есть перепроверяем информацию, не вписывающуюся в нашу картину мира.

Поэтому. В моде перфоманс маркетинг. Лиды, метрики, marketing ROI. Прекрасно - в особенности для молодых компаний. Но крупному, да и среднему бизнесу желательно пускать часть рекламного бюджета "в вечность" – формируя известность бренда, а не только гонясь за продажами здесь и сейчас.

© Николай Молчанов



Cамые новые посты "Психологии Маркетинга" читайте в Telegram, Facebook и Vkontakte