Сегодня мы поговорим об искажении нормальности - люди, попав в чрезвычайную ситуацию, как правило, недооценивают ее опасность.
Исследования Эрика Хейде показывают стандартную картину действий при ЧП. В начале мы звоним, спрашиваем у знакомых / друзей - что случилось. Потом у всех, кто поблизости. Можем полезть в интернет, включить телевизор. И вот только затем приступаем к эвакуации. Одновременно убеждая себя, что все нормально.
Я сам, лично, несколько лет назад сидел в столовой ИКЕА, слушал сигнал пожарной тревоги и рассказывал жене, что в нашем бизнес-центре, мол «тоже часто ложно срабатывает пожарка»
В ситуации ЧП мы ждем, что кто-нибудь скажет, что это шутка и мир вернется в обычное состояние.
Не вернется.
Для минимизации рисков советую использовать матрицу Хэддона, применяемую для профилактики несчастных случаев. Она раскладывает факторы риска по трем группам: до, во время и после аварии.
Так, для ДТП до аварии нужно думать о разметке, состоянии дороги, пешеходных переходах и отбойниках. Но на этапе "аварии" важно уже наличие подушек безопасности и пристегнутых ремней. А после несчастного случая - скорость приезда спасателей, наличие инструментов и нужной квалификации.
Схема проста до неприличия, но почему-то в бизнесе обычно говорят только о первой части - рисках, которые возникают "до". А потом делается вывод, что раз мы все предусмотрели на этапе "до аварии", значит ЧП невозможно.
А оно, скорее всего, будет. И, если смотреть статистику катастроф, выживают параноики. Те, кто готовился к худшему и заранее прикидывал свои действия в кризисной ситуации. В тяжелый момент они не думают, борясь с захлестывающими эмоциями. А просто действуют по плану.
новые посты каждый день - в моем блоге "Психология Маркетинга" в Telegram
Исследования Эрика Хейде показывают стандартную картину действий при ЧП. В начале мы звоним, спрашиваем у знакомых / друзей - что случилось. Потом у всех, кто поблизости. Можем полезть в интернет, включить телевизор. И вот только затем приступаем к эвакуации. Одновременно убеждая себя, что все нормально.
Я сам, лично, несколько лет назад сидел в столовой ИКЕА, слушал сигнал пожарной тревоги и рассказывал жене, что в нашем бизнес-центре, мол «тоже часто ложно срабатывает пожарка»
В ситуации ЧП мы ждем, что кто-нибудь скажет, что это шутка и мир вернется в обычное состояние.
Не вернется.
Для минимизации рисков советую использовать матрицу Хэддона, применяемую для профилактики несчастных случаев. Она раскладывает факторы риска по трем группам: до, во время и после аварии.
Так, для ДТП до аварии нужно думать о разметке, состоянии дороги, пешеходных переходах и отбойниках. Но на этапе "аварии" важно уже наличие подушек безопасности и пристегнутых ремней. А после несчастного случая - скорость приезда спасателей, наличие инструментов и нужной квалификации.
Схема проста до неприличия, но почему-то в бизнесе обычно говорят только о первой части - рисках, которые возникают "до". А потом делается вывод, что раз мы все предусмотрели на этапе "до аварии", значит ЧП невозможно.
А оно, скорее всего, будет. И, если смотреть статистику катастроф, выживают параноики. Те, кто готовился к худшему и заранее прикидывал свои действия в кризисной ситуации. В тяжелый момент они не думают, борясь с захлестывающими эмоциями. А просто действуют по плану.
новые посты каждый день - в моем блоге "Психология Маркетинга" в Telegram