Блог Николая Молчанова

Загадка улыбки продавца

«Спасибо, хорошего дня», - говорит нам консультант и улыбается.

Ну и что? Мы решим, что продавец такая позитивная личность? Ведь мы знаем ("улыбка – бесплатно!"), что обслуживающий персонал заставляют улыбаться клиентам.

Знаем. Только не придаем этому значения.

В исследовании Наполитано студенты болтали с аспиранткой, как им казалось, кафедры психологии. Причем половине участников сказали, что девушке даны указания вести себя холодно и угрюмо. Другим сообщили, что девушку попросили быть максимально дружелюбной и приветливой.

И как же помогла эта информация? Никак. Если аспирантка общалась сухо – то собеседники считали ее неприветливым человеком. А если мило – то полагали, что дружелюбие девушки – черта характера.

Студенты совершали фундаментальную ошибку атрибуции. Делали вывод, что поведение других определяется чертами характера. И напрочь игнорировали влияние факторов внешней среды. Даже когда им буквально в лицо тыкали этим фактором.

Это же ошибка является источником проблем актеров «одного фильма». Зрители понимают, что фильм – вымысел, что на экране – актер, но отождествляют его с сыгранной ролью.

Поэтому. Я как-то писал, что люди легко распознают «постановочные улыбки», что в консультанты лучше находить и отряжать «зажигалочек». Но все же – даже техническая улыбка действительно полезнее ее отсутствия.
самые новые посты - в моем блоге "Психология Маркетинга" в Telegram