Блог Николая Молчанова

Теория "шести рукопожатий" — реальные результаты экспериментов

Многие в курсе о "теории шести рукопожатий". И даже мысленно прикидывали - через сколько посредников от нас Путин. Или Цукерберг.
Но мало кто знает, откуда вообще взялась эта теория.

Итак, Стэнли Милгрэм. Известны его эксперименты по подчинению авторитету, когда испытуемым приказывали бить других людей током. Но он человек разносторонний (вот еще один его малоизвестный эксперимент). И как-то раз попросил триста людей отправить "пакет с документами" случайно выбранному человеку.

Участникам сказали имя, город где живет и место где раньше работал "финальный адресат". Задача - подумать, кто из друзей может быть связан с этим человеком и через знакомого к знакомому, пересылать письмо.
Так вот, в среднем через пятерых посредников пакеты добрались до нужного человека. Именно из-за этого эксперимента и появилась "теория шести рукопожатий".

В мире интернета все проще - и в 2003 году Питер Доддс повторил эксперимент. Уже с 24 тысячами участников из сотни стран мира. Результат аналогичен - чтобы добраться до нужного адресата, требуется 5-7 знакомых.

Первый вывод. Мотивирующий. В экспериментах "целью" был обычный человек. У публичной персоны контактов больше. Дойти легче. Так что подумав, мы, через свою социальную сеть, способны достучаться до ценного клиента, потенциального работодателя или инвестора. Надо просто действовать, а не сидеть.

Вывод второй. Остужающий. О чем умалчивают на мотивирующих тренингах. Пять посредников - усредненное число в случаях, когда пакет добрался до адресата. А это получилось лишь у 64 человек в эксперименте Милгрэма. У 21%. А у Доддса успешными оказались только 1,6% случаев - 400 человек из 24 тысяч. Факт и доля неудач упускается из виду практически всеми, кто пишет о "теории шести рукопожатий".

В теории Илон Маск действительно на расстоянии пяти контактов. А на практике - не докричишься.

И еще один момент. В 60-х годах прошлого века люди обращались за помощью в пересылке к реальным знакомым. В 21 веке - к "интернет-друзьям". Разница в доле успешных случаев как бы намекает - люди, с которыми мы общаемся "живьем", в 13 раз охотнее окажут нам услугу.

© Николай Молчанов



Cамые новые посты "Психологии Маркетинга" читайте в Telegram, Facebook и Vkontakte