Блог Николая Молчанова

Меня сглазили! Почему работает примета.

Многие, в том числе и я, не любят, когда громко превозносят их успехи, хвалят или радуются. «Тише-тише», - говорим мы, - «постучите по дереву, чтобы не сглазить».

Это, конечно, суеверие. Но имеющее под собой вполне рациональные корни.

Итак, произошло что-то восхитительное и мы стараемся меньше говорить об этом. Почему? Потому что боимся, что оно исчезнет. Или больше не повторится, останется разовым достижением.

И абсолютно правы, что боимся.

Ведь если произошло что-то чрезвычайно приятное – наша рекламная кампания показала великолепные результаты, контент зашел на ура – велик шанс, что следующие результаты окажутся весьма посредственны.

Правда не потому, что мы рассказали о них кому-то и нас сглазили. А в силу ошибки регрессии к среднему.
Эту когнитивное искажение прославил Канеман, и его лучше держать в уме, когда происходит что-то выдающееся – как со знаком плюс, так и со знаком минус.

Средние результаты называются так, потому что наиболее распространены. Если у нас был сверхудачный день, нас хвалили, нами восторгались – завтра будет хуже. Ситуация вернется к среднему уровню.

Верно и обратное. Наошибавшись, мы получили справедливый нагоняй. В следующий раз результаты улучшились. Не из-за педагогической силы наказания, просто вернулись на привычный средний уровень.

Никакие разовые результаты – инвестиционного фонда, менеджера, завода – не должны являться поводом для особой радости и выписывания сногсшибательных премий. Разок повезти может каждому.

самые новые посты - в моем блоге "Психология Маркетинга" в Telegram