Блог Николая Молчанова

"Эффект оружия" — как сильные эмоции влияют на нашу память

Когда утром мы не в состоянии вспомнить последние пару часов отличной вечеринки - значит имел место широко известный, хоть и не самый приятный, пример фрагментарной потери памяти. Под действием выпитого отключается гипоталамус и наступает алкогольный блэкаут.

Значительно менее известно, что ситуация эмоционального возбуждения также оказывает разрушительное воздействие на память.

Попробуем вообразить себя участником эксперимента Элизабет Лофтус. Мы сидим у двери, ведущей в кабинет экспериментатора и ожидаем своей очереди. Вдруг из комнаты раздаются какие-то невнятные крики, слышится шум передвигаемых предметов, звук падения, дверь распахивается, из нее вылетает человек с окровавленным ножом в руках и ошалело оглядывается вокруг.

Читая пост, понимаешь, что это всего лишь переодетый актер, а на ноже - краска. А вот участники испытали реальный стресс. После чего были практически неспособны вспомнить детали пережитого события, единственное, что запомнилось - окровавленный нож. Это "эффект оружия" - агрессивные стимулы привлекают внимание (и, в свою очередь, сами вызывают агрессивное поведение).

Другие участники эксперимента, слышавшие шумное обсуждение проблем с компьютером и видевшие обычного человека, выходящего из комнаты - запомнили значительно больше деталей.

Результат подтверждается и практикой криминальной психологии - примерно половина свидетелей правонарушения (в том числе и сами преступники!) затрудняются с воспоминанием момента преступления.

Так что слишком сильный aha-момент, за которым так любят гоняться некоторые интернет-маркетологи, может стереть из памяти как негативные, так и позитивные впечатления потребительского путешествия.

© Николай Молчанов



Cамые новые посты "Психологии Маркетинга" читайте в Telegram, Facebook и Vkontakte