Блог Николая Молчанова

Тяга к разнообразию — психологическая ошибка

Больше всего на свете я люблю салатоливье. И чтобы мазика побольше. И мясо "по-французски" - с тем же мазиком и картошкой. Для меня это рецепт идеального ужина. Если на столе есть тазик с салатомоливье - Новый Год или день рождения будет удачным.

Но когда я путешествую - даже если в меню присутствуют мои любимые блюда - то заказываю что-нибудь новенькое. Неизвестное. Ведь разнообразие, пусть и в еде, это развитие личности.

В современной культуре принято считать, что разнообразие приносит удовольствие. Хотя больше всего удовольствия нам приносит не разнообразие. А то, что доставляет нам удовольствие. Как ни странно :)

Так, в эксперименте Лоуэнстайна половину испытуемых раз в неделю кормили их любимой едой. Другим давали как любимую еду, так и что-то новенькое (они сами предпочли разнообразие и сами выбирали - чем их будут кормить). В итоге больше удовлетворения испытали те, кто питался тем, что им нравилось.

Потому что разнообразие - в играх, в развлечениях, везде - важно исключительно в рамках одного момента времени. Да, заказать салатоливье на первое, второе и третье, построить парк аттракционов с десятью одинаковыми каруселями никому и в голову не придет.

Проблема в том, что думая о будущем - мы также представляем однотипные события спрессованными в одно целое. Не задумываемся, что они разделены промежутками времени.

А если события распределены по времени - то разнообразие альтернатив даже вредит. Возвращаясь через месяц в парк аттракционов, мы ожидаем увидеть те же горки, что нам понравились в прошлый раз.

В общем - и придумывая новшества продукта, и планируя свою жизнь - контролируйте психологическую ошибку "тяга к разнообразию".

© Николай Молчанов



Cамые новые посты "Психологии Маркетинга" читайте в Telegram, Facebook и Vkontakte