Блог Николая Молчанова

Неизвестность - когда она приятна

Мы сидим в университетской библиотеке, обложились книжками и с ненавистью готовимся к экзамену. Вдруг к нам неожиданно подходит человек, вручает карточку, к которой приклеен металлический доллар, улыбается и быстро уходит.

Ситуация странная. Чтобы разобраться, присматриваемся к карточке (рисунки из «Спотыкаясь о счастье» Гилберта).

Половина невольных участников исследования получила верхнюю карточку, со словами о каком-то "обществе улыбки". Другие - нижнюю, с тем же текстом и двумя дополнительными вопросами. Именно эти вопросы люди и задают себе в голове, пытаясь найти объяснение ситуации.

Обе карточки не дают никакого ответа, почему нам дали доллар. Однако, вторая карточка кажется более информативной.

Через 15 минут после того, как на нас пролился этот скудный золотой дождь (гранты на психологические исследования невелики, а это был эксперимент Уилсона) – к нам подходит еще один человек, говорит, что пишет диплом и задает несколько вопросов. Один из которых – о текущем эмоциональном уровне.

Те, кто получили карточку с объяснением, пусть даже с мнимым, оказались менее счастливы. Отсутствие интриги и предсказуемость убивают радость.

Проблема в том, что думаем мы строго наоборот. Мы хотим жить в упорядоченном мире, где все понятно. Поэтому, когда студентов заранее спрашивали, какая карточка их бы больше порадовала – 75% выбирали вторую.

Ясность и определенность уменьшают чувство счастья. Этот эффект не так давно стали использовать авиакомпании и туроператоры, предлагая билеты «по неизвестному направлению». Хотя оставлю пальму первенства за собой – в свое время я тоже сообщал своей девушке куда мы летим только в салоне самолета.

новые посты каждый день - в моем блоге "Психология Маркетинга" в Telegram