Блог Николая Молчанова

Почему мы покупаем страховку и играем в азартные игры — психология восприятия вероятности

Ну что, вы опасаетесь погибнуть от удара метеорита? Давным-давно я встречался с девушкой, которая всерьез думала о подобном событии. Но она - исключение. Несмотря на то, что шанс подобной встречи существует, практически все люди игнорируют события, вероятность наступления которых низка.

Но если вдруг мы купили лотерейный билет, где шансы на выигрыш джекпота примерно совпадают с вероятностью удара метеоритом - то вот тут мы переоценим свои шансы на выигрыш.

Когда маловероятное событие по тем или иным причинам попадает в фокус внимания - люди преувеличивают шансы его наступления. Просто потому, что человек в принципе не способен мыслить такими мелкими категориями, как, условно, 0,000001%.

По аналогичной причине мы недооцениваем вероятность наступления тех событий, которые практически точно сбудутся. А надежда на «лучший исход» вообще заставляет нас игнорировать даже крайне печальную статистику событий с высокой вероятностью.

Именно за счет подобной особенности мышления и процветают лотереи, азартные игры и страховые компании.

На графике к посту – две таблицы вероятностей, составленные Канеманом. И их лучше помнить. Верхняя – реальные шансы наступления события. Нижняя – психологическое восприятие данной вероятности.

Так вот, реальная и психологическая вероятность совпадает только в двух точках. Если мы точно знаем, что событие не случится или, наоборот, полностью уверенны в его результате.

© Николай Молчанов



Cамые новые посты "Психологии Маркетинга" читайте в Telegram, Facebook и Vkontakte