Думаю, вы лично знаете, что в присутствии детей взрослые стараются вести себя лучше. Шридхари Дезаи провел серию экспериментов в университете Северной Каролины и выяснил, что даже простое напоминание о детях оказывает благотворный эффект.
Если в комнате присутствуют игрушки, люди лгут почти на 20% реже, чаще вспоминают о социальной ответственности и демонстрируют большую щедрость. Игрушки любые, подходящие для детей возрастом от 0 до 9 лет: плюшевый мишка, цветные карандаши и т.п.
Аналогичных исследований много. Да что там игрушки. В офисе Мелиссы Бейтон просто стояла банка с мелочью, куда сотрудники бросали деньги за кофе или чай. Над банкой висели картины, которые периодически менялись. В ту неделю, когда на картине были изображены глаза, денег собрали в 2,5 раза больше.
Даже символическое присутствие "других" напоминает о необходимости следовать социальным нормам. А уж когда мы видим себя самого... В общем, хочется, чтобы нам не было стыдно за поведение человека, которого мы привыкли видеть в зеркале. Люди хотят гордиться собой и начинают вести себя "лучше". Так что - игрушки и зеркала в переговорке?
Проверял лично - после появления пары мишек в переговорной беседы с клиентами стали проходить легче (может, конечно, и эффект плацебо - строгого эксперимента не ставил).
© Николай Молчанов
Cамые новые посты "Психологии Маркетинга" читайте в Telegram, Facebook и Vkontakte