Блог Николая Молчанова

Эволюция — причина ошибок нашего мышления и поведения

А откуда вообще взялись все эти ошибки мышления?

Причина - в эволюции человека как вида. В офисах люди сидят несколько десятков лет. Бизнесу, в привычном понимании этого слова, несколько сотен. Земледельцами и пастухами наши предки были на протяжении 10 000 лет. Только это мгновения по сравнению с десятками тысячелетий, на протяжении которых человек жил охотой и собирательством. Именно тогда сформировались психологические и социальные особенности человека, как вида.

Как говорит Харари, наши пищевые привычки, конфликты, сексуальность – все обусловлено взаимодействием мозга охотника и собирателя с мегаполисами, самолетами, телефонами и компьютерами. Наши сегодняшние ошибки основаны на вполне логичных действиях с точки зрения первобытного человека.

Известный пример - лишний вес. Мы едим и едим. Предпочитаем соленую, сладкую, жирную, высококалорийную пищу. И это логично, с точки зрения пищевых привычек наших предков. В саванне и в лесу, где они обитали, высококалорийные сладости попадались редко, да и вообще с едой было не очень. Существовал лишь один вид десерта – спелые фрукты. И если мы набрели на дерево с плодами, то разумно съесть как можно больше, пока это не сделал кто-то другой. Мы можем жить в роскошной квартире, с набитым холодильником, в окружении десятка ресторанов. Только вот наш мозг по-прежнему полагает, что мы бегаем по саванне.

А правильнее заглянуть еще глубже - когда наши предки еще не были людьми.

Упрощенно, за то, что мы называем "мышлением" у человека отвечают новые отделы мозга. Эмоции и чувства рассматриваются в средних отделах. А вот принятие решений по-прежнему во власти самых древних участков мозга. Они могут учитывать информацию из других отделов. А могут и не учитывать.

В этом и заключена небольшая проблема маркетинга. На самом деле, мы пытаемся убедить мозг, которому около 450 млн. лет. Что-то говорим покупателям. Только слова появились примерно 40 000 лет назад. До этого под общением подразумевались звуки и жесты. Сочиняем рекламные тексты. Только письменная речь возникла около 10 000 лет назад. Миллионы лет эволюции приучили живые существа полагаться на более значимые, нежели слова, сигналы.

Здесь заключен самый глубокий слой психологии бизнеса. Чтобы убедить древнюю часть мозга, объединяющую нас с рептилиями, говорите на ее языке. Только этот язык состоит не из слов.

© Николай Молчанов



Cамые новые посты "Психологии Маркетинга" читайте в Telegram, Facebook и Vkontakte