Блог Николая Молчанова

Торговля надеждой — когда появился хеппи-энд

Вчера был не только день маркетолога. Но и 90-я годовщина "черного четверга", первого дня Великой Депрессии. Что символизирует. Роль психологических факторов в рождении экономических пузырей огромна. Собственно говоря, там вообще практически все психология.

Но коснемся лишь одного момента. В Великую Депрессию расцвели две индустрии. Обе торговали надеждой - азартные игры и кинематограф. В начале 1930-х около 75 миллионов человек еженедельно ходили в кино. И именно тогда появилась мода на хеппи-энд.

Людям давали надежду, что если соблюдать все правила, хороших парней в конце концов ждет награда. А плохих - наказание. Аналогично христианству, обещавшему "загробную справедливость" рабам Древнего Рима, хеппи-энд в кино дарил надежду на лучшую жизнь простым американцам.

Экономический спад закончился. Но хеппи-энд уже стал мейнстримом - в конечном счете герой находит свою любовь, противники повержены, его ждут деньги и слава. К такому развитию событий привыкли несколько поколений людей.

Индустрия кинематографа создала эффект "надежды на справедливый мир". Но это иллюзия. Жизнь не слишком справедлива, а возможности человека повлиять на нее ограничены. Только принять эту мысль людям сложно.

Поэтому помним - покупателям нужен маленький миф, надежда на то, что продукт улучшит их жизнь. Особенно когда с экономикой все хуже и хуже.

Ну а в личной жизни наоборот. Лучше помнить, что надежда - последнее, что лежит в ящике Пандоры.

© Николай Молчанов



Cамые новые посты "Психологии Маркетинга" читайте в Telegram, Facebook и Vkontakte