Блог Николая Молчанова

Эволюционные корни обмана

«Нельзя обманывать маму и папу!», - строго говорим мы. На работе – ожидаем честности от подчиненных и начальства. Даже одна из Десяти заповедей запрещает лжесвидетельство.

Хотя, собственно говоря, почему бы и не соврать? Посвятим эту послепервоапрельскую неделю обсуждению обмана и лгунов.

Обман это вовсе не какой-то специфический человеческий изъян. Скорее наоборот – в природе он повсюду. Бабочки с кругами-глазами на крыльях вводят в заблуждение птиц. Для бактерий и вирусов обмануть иммунную систему, выдав себя за «своего», чуть ли не основная задача.

Важность обмана настолько сильна, что побеждает даже базовые биологические правила. Палочники, стремясь быть идеально похожими на веточку, отказались от двухсторонней симметрии, присущей 99% видов.

В общем, обман – разумный и нужный, с точки зрения эволюции, феномен. Ну а мы, люди, усовершенствовали его – как и прочие орудия труда. Особенно в мире бизнеса.

Так что не всегда есть смысл тратить силы на создание реального преимущества. И уж тем более не стоит сдаваться. Нет возможности обшить деревом - делаем имитацию из пластика. А дальнейшая работа над достоверностью, вполне может привести к тому, что наша имитация станет популярнее настоящих бревен.

Конечно, сознательно обманывать проще тех, кого не знаешь лично. Например, в тиши кабинета легко разработать схему выкладки в супермаркете, подталкивающую покупать просрочку. Маркетолог здесь как пилот бомбардировщика – жертвы далеко и незаметны. Лгать же в лицо конкретному покупателю - как использовать штык в ближнем бою. Психологически тяжелее и требует тренировок.

В общем обман в мире бизнеса, доведенный до совершенства, скорее становится уникальным конкурентным преимуществом.
новые посты каждый день - в моем блоге "Психология Маркетинга" в Telegram