Блог Николая Молчанова

Как Майкрософт создавал альтернативу «Википедии». И чем все закончилось

Вчера ГД общества «Знание», Максим Дрегваль, на встрече с Владимиром Путиным рассказал о проекте создания в РФ альтернативы Википедии. Подобная идея возникала в верхах пару лет назад. Уже тогда я сожалел, что администрация Президента не посоветовалась предварительно со мной.

Что ж, повторюсь и снова расскажу прекрасную историю мультимедийной энциклопедии Encarta.

Итак, 2001 год. Перед вами два проекта электронных библиотек.

Первый включает в себя изображения, видео, исторические карты, 3D модели. Качество материалов проверяется ответственными редакторами. В их числе - профессора, ведущие специалисты в своих областях знания. Проект запущен Microsoft - крупнейшей корпорацией в мире. Обладает неограниченными финансовыми ресурсами - в компанию проинвестировано около 600 млн. долларов.

Второй - придуман двумя гиками. Работает на бесплатном оборудовании. Сотрудников нет. Писать статьи может кто угодно.

Ну, акции какой компании вы бы купили?

Мы воспитаны на сказках. Хотим верить в победу Давида над Голиафом. В жизни, как правило, все не так. Но в этом случае действительно победила абсолютно неизвестная, не имеющая никаких ресурсов Википедия. В январе 2009 года 97% запросов пользователей были сделаны в Wikipedia. Encarta шла на втором месте по популярности. С 1,27% запросов.

И проект Microsoft, выпустив 62 тысячи статей, в 2009 году официально прекратил свое существование. В этом же году только английский раздел Википедии содержал свыше 2 172 800 статей.

Вклад в провал внесли и маркетинговые ошибки Майкрософт, но в основном успех Wikipedia обязан психологии. Способности людей вести себя иррационально - бесплатно тратить свое время, заносить и обновлять информацию, оставаясь неизвестными широкой публике.

Потому что нам важно знать "зачем это делается". И если ответ на этот вопрос совпадет с нашими личными потребностями и ценностями - мы будем помогать. Здесь чувство общности формировала причастность к глобальному проекту, потребность в sharing и субъективный статус эксперта.

Даже самая богатая корпорация в мире (и государство, кстати, тоже) не способна справиться с людьми, бескорыстно объединившимися во имя идеи. Microsoft было позволительно проиграть. Все же он запустил Encarta до старта Вики. Нам, особенно зная результат аналогичных проектов типа поисковика "Спутник", нет.

Так что - давайте донесем знание до ГД общества "Знание". Может, спасем те средства, которые планируется потратить на альтернативу Википедии.

самые новые посты - в моем блоге "Психология Маркетинга" в Telegram