Ситуация с личными финансами – намного ближе, роднее и печальнее, чем кейсы успеха CocaCola. Согласно свежим социологическим исследованиям, в России у 64% населения сбережений нет вообще, а прожить больше полугода на своих накоплениях могут лишь 13%.
Плохо не только нам. В Великобритании затраты в последнюю неделю до получения зарплаты снижаются на 18%. Примерно 30% населения хотя бы раз прибегали к моментальным займам с космическими процентами. По прикидкам Шиллера и Акерлофа каждый пятый гражданин США хотя бы раз в течение жизни переживал банкротство.
В общем – к кризисам мы готовы слабовато. Хотя обычно контролируем почти все свои расходы. Однако дыру в бюджете чаще всего пробивают две психологических ошибки.
Во-первых, мы знаем тиранозавра и диплодока, а вовсе не названия мелких динозавров. Точнее - фиксируемся на большом. При покупке машины стараемся вести себя разумно. А в супермаркете суем в тележку что ни попадя. На мелких деньгах – хоть они у каждого свои – мозг расслабляется.
Во-вторых, существуют события, когда считается неприличным даже думать о деньгах. Самые яркие примеры - желание хорошо отметить свадьбу, день рождения ребенка, выложиться по полной на отпуск.
В результате наш бюджет либо истекает сотнями маленьких, исчезающих из памяти ручейков, либо подкашивается разовой эмоциональной покупкой, сделанной по принципу «это другое».
Если экономить на мелких и импульсивных покупках – станут доступны крупные и по-настоящему желанные.
самые новые посты - в моем блоге "Психология Маркетинга" в Telegram