Блог Николая Молчанова

Опять кризис — история денег и важность доверия в современной экономике

Вчерашний тихий кошмар на рынке нефти и валют, который опять сделал нас беднее, заставил меня вспомнить, что в основе современной экономики лежит милое чувство доверия. Все эти доллары, евро, рубли и тенге – существуют исключительно благодаря нашей вере. Вере в то, что мы сможем обменять их на что-то ценное. Без веры фиатные деньги – кусочки крашенной бумаги.

В эпоху существования золотого стандарта вера дополнительно подкреплялась обещанием государства обменять, в случае чего, бумажки на золото.

А до этого деньги чеканились из серебра или золота – то есть сами по себе обладали ценностью. Доверять, те же древние римляне, были готовы в пределах небольших сумм – медных монет мелкого достоинства.

Но золото само по себе не закрывает жизненных потребностей человека. Поэтому первые деньги, о которых нам известно – ячменные, возникшие в Шумере пять тысяч лет назад. Единицей служил приблизительно литр ячменных зерен, засыпанный в типовой сосуд.

Ячмень – очень понятно. Ему не нужно доверять. Его можно съесть. Можно посадить. Аналогично и в других культурах в роли денег первоначально выступал скот, рис, соль и т.д.

И абсолютно аналогичный путь от ячменя до чистого доверия проходит в течении жизни любая компания.

Илону Маску или Цукербергу достаточно рассказать о планах компании. И коллективное воображение, поверив на слово, изменит капитализацию их бизнеса на миллиарды. А вот стартапу на доверие клиентов в первое время лучше вообще не рассчитывать. Даже массированная реклама даст лишь известность.

Большинству молодых компаний нужно либо создавать имидж доверия – показывать, что все-все-все пользуются их услугами. Или продавать «ячмень» - продукт, который люди могут незамедлительно проверить, использовать и, в случае чего, вернуть обратно.

© Николай Молчанов



Cамые новые посты "Психологии Маркетинга" читайте в Telegram, Facebook и Vkontakte