Блог Николая Молчанова

Обмануть человеческий мозг? Легко!

Человек не просто может ошибаться. Мы еще умеем ошибаться крайне изощренными способами.

Так, сотню добровольцев попросили оценить привлекательность девушек, попарно сравнивая фотографии. Только иногда экспериментатор, а заодно и профессиональный иллюзионист, вручал испытуемому не выбранную фотографию, а отбракованную. И уточнял: "Почему вы выбрали эту девушку?". 93% испытуемых не заметили подмены. Обосновывали чужой выбор. Даже когда девушки были совсем не похожи – подлог распознали лишь 27%.

Да что там. В эксперименте Симона и Левина прохожие не замечали подмены собеседника – они начинали объяснять дорогу одному человеку, а заканчивали другому.

Эксперименты проводились во множестве вариантов. Людям меняли анкеты с их политическими предпочтениями – делая их полностью противоположными. В другом исследовании с фокусниками-экспериментаторами лишь треть испытуемых сумели заметить подмену выбранного ими напитка. А главное – после этого люди успешно объясняют "свой" выбор грейпфрутового вкуса вместо яблочного.

Так вот. Во-первых – мозг способен подобрать и поверить в аргументы под любую точку зрения. Во-вторых, мы, конечно, понимаем, что нас могут обманывать. Но готовимся к небольшим преувеличениям. Поэтому оказываемся не готовы к абсолютному, 100% обману. Будьте бдительны!

(c) Николай Молчанов



Cамые новые посты "Психологии Маркетинга" читайте в Telegram, Facebook и Vkontakte