Так, сотню добровольцев попросили оценить привлекательность девушек, попарно сравнивая фотографии. Только иногда экспериментатор, а заодно и профессиональный иллюзионист, вручал испытуемому не выбранную фотографию, а отбракованную. И уточнял: "Почему вы выбрали эту девушку?". 93% испытуемых не заметили подмены. Обосновывали чужой выбор. Даже когда девушки были совсем не похожи – подлог распознали лишь 27%.
Да что там. В эксперименте Симона и Левина прохожие не замечали подмены собеседника – они начинали объяснять дорогу одному человеку, а заканчивали другому.
Эксперименты проводились во множестве вариантов. Людям меняли анкеты с их политическими предпочтениями – делая их полностью противоположными. В другом исследовании с фокусниками-экспериментаторами лишь треть испытуемых сумели заметить подмену выбранного ими напитка. А главное – после этого люди успешно объясняют "свой" выбор грейпфрутового вкуса вместо яблочного.
Так вот. Во-первых – мозг способен подобрать и поверить в аргументы под любую точку зрения. Во-вторых, мы, конечно, понимаем, что нас могут обманывать. Но готовимся к небольшим преувеличениям. Поэтому оказываемся не готовы к абсолютному, 100% обману. Будьте бдительны!
(c) Николай Молчанов
Cамые новые посты "Психологии Маркетинга" читайте в Telegram, Facebook и Vkontakte