Блог Николая Молчанова

Помогает ли воззвание к "лучшим чувствам" мошенников?

А если открыто обратиться к лучшим чувствам? Открыто призвать людей вести себя правильно?

В исследовании Калифорнийского университета 220 человек попросили вспомнить десять книг, прочитанных в школе. А затем поставили в условия, где они могли прикарманить несколько долларов, сообщив экспериментатору завышенные результаты. Средний уровень преувеличения составил примерно 10%.

Другим 225 людям тоже предоставили шанс смошенничать. Но им не воспользовался ни один испытуемый. Потому что вместо книг их предварительно попросили вспомнить и написать 10 заповедей. Эксперимент провели повторно, специально для атеистов, которых в начале просили клясться на Библии в своем неверии. Но и они продемонстрировали такой же, идеальный, 100% уровень честности.

Не обязательно Библия. Студенты, которые подписывали "кодекс чести" в МТИ, в Йеле также были безукоризненно честны.

Пока вы скептически не изогнули бровь, расскажу еще об одном исследовании. В Принстоне.

Там тоже есть кодекс чести. С ним носятся как с писаной торбой. О необходимости быть честным студенту напоминают постоянно – он подписывает кодекс после каждого теста. Дважды в год о нем напоминает комиссия по этике. В общем, забыть кодекс чести в Принстоне физически не получится. Но как стимул – быстро замыливается. После первого знакомства с кодексом чести первокурсники кристально честны. Но уже через две недели мошенничают, как все.

Фокусировка внимания на "общечеловеческих ценностях" тормозит тягу к обману. Но только на очень короткое время. Ни формальное обучение, ни постоянные напоминания не в состоянии изменить поведение на долгосрочную перспективу.

© Николай Молчанов



Cамые новые посты "Психологии Маркетинга" читайте в Telegram, Facebook и Vkontakte