Это феномен самосаботажа. Мы начинаем убеждать всех, что причины возможного провала кроются где угодно, только не в нас, ведь мы - молодцы. Поэтому мы не только будем нервно обращать внимание окружающих на возможные трудности - но еще и самостоятельно станем эти трудности искать. Чтобы найти причину для оправдания.
В эксперимента Бергласа испытуемые выполняли тесты на интеллект. Вне зависимости от реальных результатов всем сказали, что они справились великолепно. После чего сообщили, что сейчас будет вторая, более сложная серия заданий. И предложили съесть одну из двух таблеток. Одна повышала, а другая понижала интеллект (естественно обе - плацебо). Подавляющее большинство решили "понизить" интеллект. Потому что внутри появился страх - а вдруг я не буду таким же крутым? А с таблеткой нашлась отмазка.
Феномен негативно влияет на бизнес. Работая в инвестициях, я часто с этим сталкивался. Компания, менеджер с хорошим track record отвергают даже чуть-чуть рискованные проекты. Так как неудача подорвет их образ "крутых специалистов". А "неудачники", наоборот, проталкивают идеи проекты даже с призрачными шансами на успех - надеясь перекрыть эффект прошлых ошибок.
© Николай Молчанов
Cамые новые посты "Психологии Маркетинга" читайте в Telegram, Facebook и Vkontakte