Блог Николая Молчанова

Эффект «Конкорда» - что мешает принять правильное решение по важным вопросам

Илон Маск строит корабль до Марса. А в 1969 г Франция и Великобритания решили создать «Конкорд» - сверхзвуковой самолет, способный долететь из Лондона до Нью-Йорка за три часа.

Правда, в итоге самолет оказался шумным, вмещал всего сотню человек, на перевозку одного пассажира тратилось в 16 раз больше топлива, чем обычно, билеты дорогие. В общем, проект не окупился и в 2003 г. был закрыт.

Забавно другое. О всех недостатках стало известно практически сразу. Проект могли закрыть уже через три года и не мучиться еще тридцать лет.

Но нет. Знали, что ничего не получится, но продолжали действовать. Это «эффект Конкорда» – мы принимаем решения, исходя не из перспектив будущего, а из понесенных затрат.

На государственном уровне когнитивная ошибка превращается в непреложный закон. Проект Конкорда реализовывался правительствами Великобритании и Франции. В разработку вложили 130 млн долл, затем сумма выросла до 3 млрд.

И что? Ни один чиновник в мире не выйдет и не скажет в камеру: "Ой, мы впустую потратили несколько миллиардов ваших налогов. Промашечка вышла". Бюджетные деньги навсегда делают проект «перспективным».

В обычной жизни мы тоже постоянно попадаем в ловушку невозвратных затрат. Мучительно долго расстаемся со своими партнерами. Учимся, хотя не планируем работать по этой специальности. Шкафы заполнены одеждой, которая нам не идет, но за которую мы когда-то заплатили.

Поэтому. Принимая решение – думаем только о том, что надеемся получить в будущем. Затраты, понесенные раньше, не должны влиять на наш выбор. Они в прошлом. Их уже не вернуть.
новые посты каждый день - в моем блоге "Психология Маркетинга" в Telegram