В период 2003-2005 годов в 36 школах США проходил масштабнейший эксперимент по формированию привычки к занятиям спортом у школьниц средних классов, в котором приняло участие около 9000 человек.
Было задействовано все: на еженедельной основе рассказывали о важности физического развития, давали информацию о пользе и вреде для здоровья, конкретные рекомендации - что и как делать, совместно с местными сообществами организовывались спортивно-оздоровительные кружки, соревнования и прочая и прочая. Были включены и внутренние стимулы - индекс массы тела измерялся постоянно.
В качестве контрольной группы выступали ученики других классов этих же школ. С учетом того, что ситуация с ожирением в Америке вполне реальна, внимание к проблеме объяснимо.
И что же?
А ничего. Огромный проект федерального уровня по просвещению и изменению поведения людей, по сути, провалился. Даже в отчетных документах стоит "достигнуты скромные результаты". Созданы все условия - а эффекта нет.
Аналогично в 1990-х годах Национальный институт онкологии вел масштабную многомесячную программу общественного просвещения с 4000 выбранными наугад подростками из школ Сиэтла. Спустя два года после окончания школы 29% принявших участие в исследовании курили. В контрольной группе - той, где никаких мероприятий не проводилось - курили 28%.
Какой-то одной причины провала там не было. Примеры подтверждают факт, что убедить людей, особенно в массовом порядке, крайне сложно. Даже при наличии финансирования и экспертной поддержки. А самое главное - убежденность, что мнение человека ведет к покупке, зачастую неверна.
Поступки формируют предпочтения. Лучше один раз убедить использовать продукт, чем десять раз показать рекламу.
© Николай Молчанов
Cамые новые посты "Психологии Маркетинга" читайте в Telegram, Facebook и Vkontakte