Блог Николая Молчанова

Сила задающего вопросы

Взбодримся. Пройдем небольшой тест на эрудицию. Итак, блиц-опрос.


- Какой самый большой остров в Средиземном море?

- В каком веке написаны «Кентерберийские рассказы» Чосера?

- Назовите хотя бы одну реку в Великобритании – помимо Темзы?


Если быстро задавать подобные вопросы человеку – проверял на себе – внутри возникает какое-то неприятное ощущение. Чувство собственной ограниченности.

Подобные эксперименты проводили Штейнметц и Амбайл. Одного из участников случайным образом назначали отвечающим, другого – наблюдателем, третьего – спрашивающим. И просили задавать вопросы посложнее.

В результате все участники пришли к выводу, что те, кто спрашивал и вправду более эрудированны, чем те, кто отвечал.

Мы не задумываемся, что задающий вопросы уже обладает преимуществом. Просто в силу своей роли. Ведь он может подготовиться, выбрать, о чем спросить – и именно поэтому представляется более осведомленным.

В реальной жизни вопросы обычно задают начальники, преподаватели, HR при приеме на работу. И часто они переоценивают собственное знание предмета. Думают, что разбираются в проблеме лучше нас.

Хуже того, мы и сами начинаем высоко оценивать умственные способности спрашивающего, в сравнении с собой. Хотя если бы вопросы задавали мы – ситуация была бы обратной.

Заблуждение развеивается с ростом социального статуса. Встав на одну карьерную ступеньку с бывшим начальником, убеждаемся - не настолько уж он и проницателен. Ну а пока - задавайте иногда вопросы, на которые знаете ответ.


(Для самых любопытных: Сицилия; 14 век; и, допустим - Эйвон (Стратфорд-на-Эйвоне - родина Шекспира)

самые новые посты - в моем блоге "Психология Маркетинга" в Telegram