Блог Николая Молчанова

Слишком много комаров: как одна победа породила три новых врага

Все начиналось благородно. Aedes aegypti — желтолихорадочный комар, переносчик лихорадки Денге, вируса Зика и, как ни удивительно, жёлтой лихорадки — был врагом №1 в Бразилии, где распространял болезни среди миллионов. Страна объявила войну.

Первым оружием стал DDT. В 1947–1951 годах его распыляли из самолётов, обрабатывали всё — от стен до водоёмов. Казалось, победа близка: количество заболевших резко упало. В 1958 году Бразилия заявила о полной победе.

А потом комары вернулись.

Сперва другие. На фоне массового истребления Aedes aegypti начали размножаться другие виды комаров. Которые оказались куда более эффективными переносчиками другой, не менее страшной болезни – малярии. Ну а затем вернулись и мутировавшие, устойчивые к DDT нильские комары.

Ну что ж. У нас 21 век, так что власти перешли к биотехнологиям: выпустили миллионы ГМО-комаров, измененных с целью гибели потомства.

Правда вот как-то опять вышло не очень. Исследования показали, что часть потомства способна выжить, более того — возникают гибридные популяции, живучее и агрессивнее, а главное — устойчивее к предыдущим стратегиям борьбы.

В общем - хорошие намерения, плохие комары. Их хотели истребить, а вывели сверх-комаров. Буквально. Эдакий воплощенный в жизни сценарий для «Парк Юрского периода».

Это классический эффект бумеранга, когда "решение" одной проблемы создаёт куда более масштабные и сложные. Так что улучшение конверсии может сбить логистику, в итоге подорвав лояльность, а погоня за ростом доли рынка легко убивает маржу.

Сложные системы не любят насмешек.
Авторский блог Николая Молчанова: кандидат психологических наук, выпускник МГУ и INSEAD, популяризатор науки.

Новые посты каждый день - в моем блоге "Психология Маркетинга" в Telegram