Блог Николая Молчанова

Ошибка хиднсайта - бесполезное знание

Помните вчерашний пост? Прочтите еще раз заключительную фразу.

Так вот. Я пошутил. На самом деле – непонятно. И Огилви, будучи не только великим, но и честным рекламистом, признавал, что был отнюдь не уверен, сработает ли реклама.

А когда читаешь пост, знаешь, что рекламная кампания оказалась сверхуспешной - все кажется логичным.

Это ошибка хиндсайта. Когда мы сперва узнаем результат, он кажется понятным и легко предсказуемым. Мы говорим: «А, все ясно. Я так и знал с самого начала». Исследования показывают — нет, не знали.

После краха любой компании находятся разумные причины, почему так произошло. У нас есть объяснения всему - экономическому кризису, спецоперации, курсу валюты. И видя непротиворечивое прошлое, мы полагаем, что будущее также поддается разумному анализу. Нам кажется, что мир логичен – а это не так.

Когда стоишь в настоящем – будущее окутано густым туманом. Поэтому практически никто из нас не закупился масками перед эпидемией ковида. Не приобрел биткойн по цене пиццы – да мы и не знали о нём в то время.

А прямо сейчас мы не инвестируем в идеи, которые наведут шороху в 2027 году. О которых все тогда скажут что-то вроде: «успех Теслы закономерен и объясним».

Забавно, хоть и грустно, что мы все зря потратили время. Я пока писал, вы – пока читали этот пост. Ошибка хиндсайта относится к категории самых сильных – избавиться, даже просто контролировать ее практически нереально.

Можно, пожалуй, только обнаруживать ее существование и криво ухмыляться. Так, если вы станете периодически записывать ваши планы о будущем, даже по незначительным вопросам, а через пару лет перечитаете их – будете удивлены.

самые новые посты - в моем блоге "Психология Маркетинга" в Telegram