Минимум - явно обозначить, что компания знает об угрозе и предпринимает меры, пусть и отчасти бессмысленые. Кашеринги сообщают, что протирают руль специальной тряпочкой, авиакомпании проветривают и опрыскивают салоны самолетов.
Максимум - стать компанией, воюющей на стороне добра. Переориентировать мощности на нужную сейчас продукцию, держать цены. Это помнят. Так, трехточечный ремень безопасности автомобиля придумала Вольво. А потом раздала остальным автопроизводителям лицензии на использование изобретения. Бесплатно.
Главное - не пытаться заработать на кризисе. Например, идет информация, что одна из авиакомпаний в разы поднимает цены на обратные билеты для тех, кто застрял за границей. Не надо так. Я уже писал, но еще раз приведу пример Чалдини о топливном кризисе в Великобритании 2000 года. Бензина нет, огромные очереди к АЗС. Как всегда, нашелся владелец бензоколонки, который смог получать топливо и поднял цену за литр в десять раз. Автомобилисты злились, но платили.
Топливный кризис, о чем, кстати, можно было догадаться заранее, закончился. А теперь вообразите отношение автомобилистов к этой заправке. Ее не просто бойкотировали. Многие задались целью рассказать о поведении владельца друзьям, СМИ, кому угодно. АЗС потеряла практически всех клиентов и через несколько месяцев была закрыта.
Те, кто зарекомендовал себя не заслуживающим доверия, вряд ли смогут его вернуть.
Ну а сотрудников - информируйте. Как можно больше и чаще. Молчание руководства в первые дни еще можно выдать за крутость и нежелание поддаваться панике. Но сейчас отсутствие ясного плана действий подчеркивает лишь ошарашенность и недееспособность топ-менеджмента. Более того - непонятный вирус, падение рубля, неизвестность - идеальная питательная среда для слухов, которые моментально заполнят информационный вакуум. Вам это не надо.
© Николай Молчанов
Cамые новые посты "Психологии Маркетинга" читайте в Telegram, Facebook и Vkontakte