Блог Николая Молчанова

Высокий Олег - иллюзии восприятия

Интуитивно мы считаем самым важным то, но что устремлено наше внимание. Фигуру, которая находится в центре событий. Забывая, что очень часто отношение к ней задается окружающим фоном. Контекстом.

Легче всего убедиться, взглянув на картинку к посту. Кажется, что машинки имеют разный размер. Причем это «кажется» столь сильно, что перед публикацией я еще раз перемерил их, прикладывая линейку к монитору.

Если убрать фон, который задает перспективу, иллюзия пропадает. Отношение определяется контекстом. В мире символов - категорией.

Зайдем с другой стороны. Олег ростом 165 см. Он высокий?

В голову – особенно до иллюзии с машинками - первым делом приходит ответ «нет». Затем мы начинаем думать. Действительно, Олег не слишком-то и высок – но только если сравнивать его с условным «среднестатистическим россиянином». Но если Олег 11 лет – он очень даже высокий.

Как пишет Канеман, мы легко определяем, что нам нравится – виноград или черешня. Но ответить, что больше нравится – виноград или шашлык - уже сложнее. Хотя в теории оба продукта удовлетворяют одну и ту же потребность в еде – они не взаимозаменяемы.

Контекст автоматически подсказывает категорию и определяет отношение к предмету. Для кого-то фитнес-браслет – навороченный гаджет, для другого – признак статуса, для третьего – функциональное приспособление. Ошибиться, неправильно понять сектор к которому покупатель относит товар – крайне опасно.

самые новые посты - в моем блоге "Психология Маркетинга" в Telegram