Блог Николая Молчанова

В этом тексте вас обманет психолог

Все что я говорил во вчерашнем посте о женщинах – их чуткости, способности к эмпатии - совершеннейшая правда. Только взятая из других исследований и не имеющая никакого отношения к сидению в витрине.

На самом деле, женщины волновались точно также как и мужчины. Различий между гендерами не было.

Я вас обманул. Чтобы наглядно продемонстрировать эффект хиндсайта.

Смысл: после того, как мы что-то узнали, нам кажется, что в этом нет ничего удивительного. То есть в начале становится известным результат, а потом люди говорят: «А, ну это понятно. Я так и знал с самого начала». Исследования показывают — нет, не знали.

Вот и когда читаешь вчерашний пост – кажется, что в целом да, разумно, женщинам неприятнее сидеть в витрине. Ведь они такие эмпатичные. Ничего удивительного. Человек не задумывается, что с такой же легкостью согласился бы и с иным утверждением.

Уверен, прямо сейчас многие вдруг почувствовали: «Хм, а ведь я вчера и впрямь подозревал что-то неладное! У меня сразу появились сомнения в выводах эксперимента!»

Увы. Это снова проявление хинсайта – демонстрация того, что данная когнитивная ошибка способна искажать и наши воспоминания о прошлом опыте.

Феномен хиндсайта относится к категории самых сильных ментальных ловушек – избавиться, даже просто контролировать его практически нереально. Можно лишь снизить негативный эффект, регулярно практикуясь в рассмотрении различных точек зрения.

PS. Ну а группа, которая сильнее всего волновалась в ходе вчерашнего эксперимента c сидением в витрине – подростки. У них еще не наработан опыт поведения в разных социальных ситуациях. Более того, подростки сильнее зависят от мнения окружающих. Им важна оценка других. Нам, взрослым, проще.
новые посты каждый день - в моем блоге "Психология Маркетинга" в Telegram